Как рыба в воде: дети и плавание

Научить ребёнка плавать — значит максимально обезопасить его пребывание на летнем отдыхе. Поэтому бассейн для детей во все времена пользовался популярностью среди ответственных родителей.

Остаётся только выяснить: как учат плавать в бассейне, и в каком возрасте лучше приступить к занятиям. Профессиональные тренеры утверждают, что обучение никогда не бывает ни слишком ранним, ни запоздалым. Любой возраст ребёнка имеет как свои достоинства, так и определённые недостатки. Но если о них знать и учитывать в процессе тренировок, то маленький человечек обязательно освоит науку плавания.

С рождения — в воду

Дети появляются на свет не совсем беспомощными. Природа с первых минут жизни снабжает малышей некоторыми рефлексами, способствующими выживанию. Среди них сосательный, хватательный, шаговый и рефлекс задержки дыхания. В наличии последнего нетрудно убедиться. Достаточно сильно дунуть в лицо новорождённому, и вы увидите, как он набирает воздух в лёгкие и на какое-то время перестает дышать. Мало того, до 3-месячного возраста у ребёнка сохраняются плавательные инстинкты, благодаря которым он может без обучения передвигаться в воде. Если сберечь и развить упомянутые рефлексы, малыш сможет научиться плавать раньше, чем освоит технику хождения.

Интересно

Раннее обучение плаванию особенно полезно для недоношенных и слабых от рождения детей. В воде их тело весит меньше, а двигаться проще, чем на суше. Регулярные и длительные водные процедуры позволяют таким малышам быстрее догнать по массе и активности сверстников, родившихся с весом, укладывающимся в рамки нормы.

Для первичного обучения плаванию бассейн необязателен. До полугода малыш вполне в состоянии обойтись ванной, если она достаточно просторна. В роли тренера подойдут мама или папа. Главное, соблюсти несколько правил:

  1. Здоровье. Согласие на тренировки должно быть получено от педиатра, отоларинголога и невропатолога — при некоторых патологиях появления ребёнка на свет и его развития бывает лучше отложить тренировки на более позднее время.
  2. Питание. Малыш должен быть сыт, но не нужно приступать к купанию сразу после еды.
  3. Настроение. Капризность и сонливость не тот момент, когда можно начинать уроки плавания.
  4. Температура воды. «Бассейн» должен быть чуть прохладным — в тёплой воде ребёнка начинает клонить в сон, а слегка дискомфортная (но только слегка!) температура стимулирует его двигательную активность.

Подавляющее большинство родителей боится учить потомков плавать, поскольку на начальной стадии они передвигаются под водой. Опаски излишни: в первые месяцы жизни задержка дыхания идёт рефлекторно. Хотя страховать малыша, безусловно, надо. При проявленном терпении и настойчивости младенец быстро научится всплывать и держаться на поверхности.

Принципы обучения просты:

  1. Малыша нужно погрузить в воду сразу.
  2. С ребёнком постоянно нужно говорить спокойным умиротворяющим голосом. Пусть он не понимает смысла произносимого, зато ощущает поддержку и защиту.
  3. Эмпирическим путём следует выяснить, какая продолжительность плавания нужна именно вашему сыну или дочке. Кто-то устаёт и за несколько минут, кого-то без истерики из «бассейна» не вытащишь. В последнем случае нужно оставить текущую из крана струйку тёплой воды, чтобы ванна не остывала.
  4. Главная задача — научить младенца реагировать на слово «ныряем». После его произнесения в его лицо нужно дунуть или плеснуть водой, а затем погрузить на секунду головку в воду. После освоения этого момента можно и отпустить малыша в свободное плавание — разумеется, под бдительным контролем и ненадолго.

Может так случиться, что с домашним обучением плаванию что-то разладилось. Ребёнок начал капризничать на постоянной основе, боится нырять или цепляется за взрослых. Не надо применять насильственных мер, так вы только закрепите его страх перед водой. Лучше обратиться к профессионалам — занятия в бассейне для детей, в том числе и совсем маленьких, проводятся чуть ли не в каждом городе. Опытный инструктор разберётся, в чём дело, и поможет преодолеть трудный момент.

Когда ванна слишком мала

Со временем домашний «бассейн» становится тесен для начинающего пловца. Задача родителей — найти поближе к дому настоящий бассейн с «лягушатником» и перенести занятия туда.

Обращаем ваше внимание: можно ли ребёнку в бассейн, должен решать наблюдающий его педиатр. Между годом и тремя зачастую имеются противопоказания по здоровью, которыми пренебрегать не следует:

  1. На этом этапе можно столкнуться с весьма определённой проблемой: малыш, свободно чувствовавший себя в ванне, испугается большого пространства. Не нужно сердиться и торопиться. Походите в воде, можно с ребёнком на руках. Посмотрите вокруг, поговорите с малышом, поплещитесь просто так. Заодно можете рассказать ему о правилах поведения в бассейне для детей — максимально просто и доступно, но так, чтобы малыш осознал вероятную опасность от баловства на воде.
  2. На втором этапе, после привыкания, можно доставать со дна разложенные там игрушки (это тренирует и закрепляет способность к задержке дыхания), вместе нырять или плавать на спине, положив ребёнка на живот или грудь.
  3. Третий этап — те же упражнения, что в ванне, но с удерживанием ребёнка за конечности. Например, вы фиксируете ножки, а малыш руками держится за доску, продвигаясь вперед. Или крутите его на спинке вокруг себя, цепляя сначала за две, а потом за одну ладошку. Когда он будет уверенно держаться на воде и перестанет её бояться, отпускайте малыша поплавать на расстоянии вашей вытянутой руки.

Помните: вы не в родной ванной комнате. Так что после бассейна ребёнка лучше завернуть в полотенце, пока не дойдёте до раздевалки. Во всяком случае, на первых порах. А перед выходом на улицу не забудьте просушить ему волосы, иначе малыш постоянно будет болеть.

Чуть постарше

В большинстве случаев мы учим ребёнка плавать в бассейне, когда он уже подрос, и мы не так боимся, что малыш простудится. Стало быть, в возрасте 3–5 лет. В эти годы ребёнок уже многое понимает, лучше концентрируется, а если ему что-то непонятно — задаёт вопросы. Поэтому, если исходных навыков плавания нет, настоятельно рекомендуется начать с теории: объяснить, что вода тормозит движения, в связи с чем ногами и руками шевелить будет сложнее, рассказать, что лёжа на воде держаться проще, чем вертикально.

Затем можно предложить малышу освоение простейших упражнений, которые в дальнейшем помогут ему поплыть.

  1. «Поплавок». Ребёнок набирает полные лёгкие воздуха, погружается в бассейн и обхватывает колени, всплывая спиной вверх.
  2. «Лягушка». Родитель буксирует малыша, а тот имитирует ногами движения одноимённого земноводного.
  3. «Сердечки». Упражнение выполняется стоя. Малыш, стоя в бассейне, руки поднимает кверху, а потом опускает к ногам, в воду, будто рисуя сердце. Со временем к движениям рук добавляются движения плечами.
  4. «Ножницы». Ребёнок удерживается за лесенку или бортик так, что тело и ноги лежат на поверхности воды. Нижними конечностями он изображает портновский инструмент, поочерёдно поднимая то одну, то другую ногу. Следите, чтобы малыш не сгибал их в коленях.

Будут весьма кстати разного рода прыжки: с максимальным выскакиванием над водой, с приседанием на дно бассейна, на одной и на обеих ногах.

Помните: обучение нужно вести в игровой форме. В противном случае малыш скоро начнёт тяготиться плаванием и всяческими способами избегать его.

Лучший возраст

Многие инструкторы считают оптимальным для начала тренировок возраст в 6–7 лет. Малыши уже могут осознать причинно-следственные связи, меньше отвлекаются и капризничают, стараются выполнять указания максимально точно. При этом подростковое отрицание авторитетов ещё отсутствует. Именно в этом возрасте обычно формируются секции плавания, так как правильно учить ребёнка плавать в бассейне коллективно оказывается проще всего.

Для начала ребёнку можно предложить проникнуться духом плавания при помощи двух упражнений.

  1. «Скольжение». Нужен любой предмет, который не тонет. В бассейне для этой цели используются особые пластиковые (пенопластовые) доски. В «диких» условиях можно прибегнуть к надувной подушке. Поначалу родителю придётся тянуть «поплавок», чтобы ребёнок прочувствовал сам процесс. На более поздних стадиях малыш будет скользить сам, работая ногами.
  2. «Звёздочка». Глубина — по пояс или по грудь ребёнку. Его задача — вытянуть руки над головой и оттолкнуться ногами вперёд и немного вверх. При вхождении в воду голова должна быть под её поверхностью, а тело — прямым.

После освоения упражнения можно предложить ребёнку выполнить его с поднятой над водой головой. Он на собственном опыте убедится, что плавать с опущенной в воду головой удобнее.

Как для детей этого возраста, так и для школьников более эффективными будут занятия в бассейне под руководством инструктора. От родителей они уже зависят в гораздо меньшей степени; тренер проявит большую настойчивость и требовательность, а значит, и результата ребёнок достигнет раньше.

Чего нужно избегать

При всей несомненной пользе бассейна для детей кое-чем малышам можно и навредить. Мы собрали коллекцию наиболее распространённых ошибок, совершаемых родителями:

  1. Использование резинового круга. От него есть только одна польза: он не даёт ребёнку утонуть. При этом он мешает юному пловцу освоить собственно плавание. Тело ребёнка запоминает неправильное — вертикальное — положение, и в дальнейшем пытается занять именно его. В начале обучения из вспомогательного оборудования допустимо использование нарукавников и пластиковых досок, но не более того. При этом шапочки для бассейна для детей — вещь обязательная. Они не только предотвращают ЛОР-заболевания, но и снижают шум воды, заливающейся в уши. А он часто пугает детей, отбивая у них желание осваивать плавание.
  2. Использование ласт. Безусловно, с ними плыть значительно легче. Но пока ребёнок лишь учится, ласты портят технику работы ногами. Их лучше вводить в обучение, когда малыш уже уверенно держится на воде.
  3. Не рекомендуется также начинать обучение с плавания на животе. Сначала нужно научить ребёнка передвигаться по воде лёжа на спине. Он не будет бояться попадания воды в глаза и нос и охотнее станет осваивать плавание.
  4. Очень опасна в плане обучения самодеятельность. Вы научили ребёнка держаться на воде и нырять? Передавайте его в руки профессионалов. Неверно поставленные движения рук и ног исправить крайне трудно.

И главное — не игнорируйте страхи своего ребёнка. Призывы к храбрости и мужеству не подействуют, а только усугубят неприятие воды. Как говорят опытные инструкторы, страх надо не игнорировать, а обманывать. На первых порах детей заманивают в воду играми и развлечениями, а не насильственно в неё затягивают.